Блог педагога-хореографа Александры Михайловны Безверхой

Методическая копилка


Патриотизм, духовность, единство

 

Безверхая Александра Михайловна,

педагог дополнительного образования

БОУ ДО г. Омска «Центр творческого развития и гуманитарного образования «Перспектива»

 

Аннотация. В данной статье автор представил актуальность, направления, формы и методы работы с детьми в хореографическом коллективе по воспитанию гражданско-патриотической компетентности.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, гражданское воспитание, культурно-исторические ценности.

 

Как нет человека без самолюбия,

так нет человека без любви к отечеству,

и эта любовь дает воспитателю верный ключ к сердцу человека

и могущественную опору для борьбы с его дурными,

природными, личными, семейными и родовыми наклонностями.

К.Д. Ушинский

 

В сфере процветания страны, появления новых современных технологий постепенно начинают уходить традиции и обычаи нашей Родины. В СМИ все реже транслируются передачи, в которых показывают многогранную культуру русской старины. 21 век в России – время формирования гражданского общества и правового государства, перехода к рыночной экономике, признания человека, его прав и свободы. В этой ситуации переход от индустриального к постиндустриальному информационному обществу нарастают вызовы в системе образования и социализации человека. Все острее встает задача – поиск новых методов и форм, при которых способности и таланты подрастающего поколения способствуют развитию гражданского долга. На сегодняшний день патриотическое воспитание является одной из актуальнейших проблем государственной политики. Невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного отношения к своим истокам.

Как писал академик Лихачев Д.С.: «Я придерживаюсь того взгляда, что любовь к Родине начинается с любви к семье, своему дому, к своей школе. Она постепенно растет. С возрастом она становиться также любовью к своему городу, к своему селу, к родной природе, к своим землякам, а, созрев, становится сознательной и крепкой до самой смерти, любовью к своей стране и ее народу. Нельзя перескочить через какое-либо звено этого процесса и очень трудно скрепить вновь всю цепь, когда что-нибудь в ней выпало или, больше того, отсутствовало с самого начала».

Основная проблема сегодня: воспитательная работа по патриотическому воспитанию носит эпизодический характер, отчетно-показательный. Отдельные мероприятия гражданской и военно-патриотической направленности не оказывают серьёзного воспитательного воздействия, т.к. недостаточно сформирован уровень гражданско-патриотической компетентности у самих педагогов.

Можно выдвинуть гипотезу: при любом обучении патриотизм должен ставиться во главу угла и являться фундаментом, с помощью которого мы преподносим знания.

Эти задачи сформулированы в нормативных документах Правительства и Министерства образования и науки РФ (закон РФ «Об образовании», «Национальная доктрина образования РФ до 2025 года», «Концепция патриотического развития и воспитания граждан РФ на 2011-2015 годы»).

Среди важнейших задач общеобразовательной школы особое значение имеет гражданское образование и воспитание. В связи с этим необходимо глубокое теоретическое осмысление проблемы гражданского воспитания подрастающего поколения, целенаправленная работа по определению и реализации условий для его гражданского становления. Необходимость глубокого внимания к проблеме гражданского воспитания вызвана также процессами, происходящими в молодежной среде. В науке созданы предпосылки для решения обозначенной выше проблемы в трудах классиков отечественной педагогики (Л.С. Выготский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.).

Усиление воспитательной функции образования, формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе рассматривается как одно из направлений в области образования. Современная педагогика подчеркивает, что процесс воспитания должен строиться как целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, как организация определенных отношений между учащимися, воспитателями и окружающей жизнью.

На протяжении веков одним из универсальных средств воспитания было и остается искусство. На своем примере я хочу рассказать и показать, как в рамках образовательной дополнительной программы можно формировать такие ценности, как доброта, уважение к старшим, дружбе между народами, умение говорить правду.

Актуальность поднятой в образовательной программе темы обусловлена тем, что в настоящее время в системе образования требуется уделять особое внимание патриотическому воспитанию подрастающего поколения, развитию патриотизма, поднятию статуса России. Это особенно важно в связи с существованием негативных тенденций в воспитании детей, подростков и молодежи нашего общества, отсутствия цели в жизни среди подрастающего поколения, что требует поиска новых организационных, педагогических средств, форм и методов воспитания.

Но не нужно забывать про нравственное воспитание – это систематическое и целенаправленное обучение, формирование личности; тех моральных качеств, которые определяют отношения человека к обществу, к другим людям и к труду.

Необходимо формировать у школьников профессионально значимые качества, умения и готовность к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности.

Искусство в целом, и хореография в частности, способствует развитию чувства прекрасного, укрепляет духовный стержень, сохраняет национальные корни, воспитывает патриотические чувства.

Моя первоочередная задача как педагога заключается в том, чтобы духовно сориентировать детей, облагородить манеру поведения, дать им возможность увидеть себя красивыми, вежливыми, научиться помогать друг другу, то есть сформировать гармоничную личность.

Структура и содержание образовательной программы

Патриотическое воспитание осуществляется по следующим основным направлениям:

1.        Историческое – познание наших корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, гордости за сопричастность к деяниям предков и современников, исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве посредством изучения танцев народов России, танцев различных эпох; многовекового опыта истории Отечества, нравов, обычаев, верований и традиций наших народов, героического прошлого различных поколений; посещения музеев, пополнения музея экспонатами, проведения экскурсий.

2.        Интернациональное – воспитание важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян; беззаветную любовь и преданность своему Отечеству, гордость за принадлежность к великому народу, к его свершениям, испытаниям и проблемам, почитание национальных святынь и символов, готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству посредством изучения танцев народов России и мира; проведения ежемесячных концертов в госпитале для ветеранов Великой Отечественной войны, социальном центре «Любава», Всероссийском обществе глухих, народных центрах и др.

3.        Профессионально-деятельностное – формирование добросовестного и ответственного отношения к труду через постоянные тренировки в хореографическом коллективе «Пируэт», формирование чувства товарищества, ответственности за свои действия и поступки, чувства коллективизма, чувства ответственности за себя, за свой костюм, за концертный номер; стремления к активному проявлению профессионально-трудовых качеств в интересах успешного выполнения концертных номеров и поставленных задач.

4.        Психологическое – формирование у воспитанников высокой психологической устойчивости, готовности к выполнению сложных и ответственных задач в любых условиях, необходимых для успешной жизни и деятельности в обществе. Занятия хореографией помогают снять психологическое и эмоциональное напряжение, полученное в школе или дома, благоприятствует положительному эмоциональному настрою и выработке положительных эмоций. Посредством танца исследуем, анализируем и прогнозируем социально-психологические процессы в нашем объединении и школьной жизни, проводим профилактические консультации и психокоррекционную работу с детьми и родителями по проблемам в семье, тесно сотрудничаем со школьным психологом и социальным педагогом, помогаем и сопровождаем трудных подростков, привлекая к себе коллектив.

5.        Здоровьесберегающее – пропаганда здорового образа жизни, участие в квестах, акциях, конкурсах, проходящих в нашем городе. Занятие хореографией – это прежде всего посещение занятий, соблюдение дисциплины, требование к форме для занятий, прическе, обязательное соблюдение правильного питания, питьевого режима. Все это благоприятно влияет на здоровье. Не секрет, что дети, занимающиеся танцами, спортом, всегда будут иметь потребность в физической нагрузке, к утренней гимнастике, а это уже залог успеха и здоровья! Нами ведется активная пропаганда здорового образа жизни и среди родителей, проводится ежегодный конкурс «Папа, мама, я – спортивная семья»; посвященный Всемирному дню физкультурника.

Все эти направления органически взаимосвязаны между собой, объединены в процессе практической деятельности целью, задачами, духовно-нравственными и мировоззренческими основами, принципами, формами (семинары, семинары-практикумы, мастер-классы, самостоятельная работа, индивидуальные консультации, групповая и коллективная работа) и методами патриотического воспитания (проблемные, поисковые, исследовательские).

Программа рассчитана на 3 года и идет в тесном контакте с основной обучающейся программой «Волшебный мир танца». В процессе реализации программы воспитанники приобретают танцевальные навыки, но при создании танцевальных номеров большое значение уделяется познавательной деятельности. Будь то литературный персонаж или историческое событие, мы прежде всего сначала погружаемся в соответствующую эпоху, где происходит действие танца, затем собираем информацию о композиторе, о костюме и пр. Все это реализуем в рамках программы по патриотическому воспитанию. В программе представлено 5 блоков, каждый из которых отвечает за определенный аспект.

Говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколения, мы должны помнить: то, что мы сможем вложить в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Многовековая история наших народов свидетельствует: без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Поэтому патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается как фактор консолидации всего общества, является источником и средством духовного, политического, экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности.

Чувство Родины… оно начинается с отношения к семье, к близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребёнок и что дает отклик в его душе. И именно воспитание интересов и любви к своей Родине имеет значимую роль в становлении личности.

 

Список литературы

1.    Агапова, И.А. Патриотическое воспитание в школе. – М., 2008;

2.    Боголюбов, Л.Н. (руководитель), Кинкулькин, А.Т; Иванова, Л.Ф; Кишенкова, О.В; Виноградова, Н.Ф; Козленко, Н.Н.; Вяземский, Е.Е. – Концепция гражданского образования в общеобразовательной школе. // Преподавание истории и обществознания в школе. М: 2009, № 9;

3.    Вырщикова, А.Н. Патриотическое воспитание: организационное обеспечение, механизм и структура управления. // Волгоград, 2008.

4.    Кузнецова, Л.В. Становление и развитие гражданского воспитания школьников в России: Цели, ценности, эффективность: Монография. М.: МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2007;

5.    Крицкая, Н.Ф. Современные тенденции развития гражданского образования. // М.: Учитель, 2009;

6.    Пашкович, И.А. «Патриотическое воспитание: система работы, конспекты уроков, разработки занятий. Волгоград: Учитель, 2009;

7.    Федоровская, Г.А. Военно-патриотическое воспитание. // Журнал: Воспитание школьников. № 3, 2008;

8.    Шефер, О.Р. Воспитание патриотизма у школьников как педагогическая проблема. // Журнал: Наука и школа. № 5, 2009.

1 комментарий:

  1. Международные аксиологические чтения проводятся в городе Омске с 2010 года.
    Первые организаторы чтений: Лебедева Наталья Николаевна, д.п.н., профессор, Баранцева Светлана Петровна, отличник народного образования, зав. сектором работы с ДОУ Омской епархии
    С 2014г. проводятся на базе АНО ДО "Сибирский институт непрерывного дополнительного образования". Ректор - Гам Владимир Иванович, д.п.н. профессор, член Кор. РАЕ, заслуженный учитель; проректор Агалакова Елена Анатольевна, к.п.н., доцент, Заслуженный учитель
    Цель Чтений: обобщение эффективного опыта педагогов и поиск путей реализации задач духовно-нравственного развития и воспитания подрастающего поколения россиян на основе отечественной духовной традиции.

    ОтветитьУдалить